Эмоции или интеллект: Чему верить?

Эмоции или интеллект: Чему верить? 




 Эмоции или интеллект, Разум или чувства


  • Современная тенденция говорит, что важнее интеллект, а эмоции это рудимент (нечто отмершее и ненужное). Более того, обычно логика и эмоции противопоставляются и понимаются как разное, и люди сознательно выбирают что-то одно.
  • Сейчас вообще мода на интеллект, логику и холодный расчёт. Предположу, что дело в эре компьютеров, цифр, структурного логического мышления. 
  • Когда после института я пришла работать (в сферу психологического консультирования), у меня возник и внешний конфликт, и внутренний. Существующую реальность с эмоциями и духовными ценностями не хотели принимать ни моя логичная система мышления, ни сугубо научная система образования.


Давайте разберёмся что же нужнее и есть ли вообще смысл сравнивать.

Наука, логика это хорошо - постигает неизвестное, создаёт новое, но. В жизни в целом, и в психологии особенно, иметь дело приходится не только с личностью и логикой, а ещё и с душой и чувствами.

Когда я начала работать, я поняла, что мир не однобокий, верно не только то, что ты видишь и понимаешь. Я поняла, что эмоции и логика – это части одного процесса – процесса обработки информации. Они абсолютно разные, но они об одном.

Эмоции это более древний (первичный) способ обработки информации, поэтому порой он доминирует над разумом. Но это не говорит о том, что эмоции важнее.

 

 Люди, отключившие эмоции и руководствующиеся только логикой, живут неполноценной жизнью, без возможности чувствовать, видеть и понимать эстетичные и духовные вещи. И наоборот, руководствующиеся только эмоциями люди допускают много импульсивных ошибок.


Если вы понимаете, что эмоции притуплены, неадекватны (должно быть грустно, а вам нормально, должно быть весело, а вы ничего не чувствуете) – проделайте следующее упражнение.

Выпишите в столбик названия 10-20 чувств (раздражение, злость, гнев, печаль, горе, тоска, радость, удивление, интерес, восхищение, счастье, любовь, умиротворение, вина и т.п.), и проделайте с ними следующее.

1. Пройдитесь по списку и около каждого чувства спросите себя – когда я его испытываю, позволяю ли я себе его показывать, проявлять. Если да, ставьте плюс, нет – минус.

2. Пройдитесь по списку снова. Там, где стоит плюс, спросите себя: Что я при этом получаю, какая выгода мне от этого, что хорошего я получаю, когда показываю чувства (ответ есть всегда, сидите и думайте до тех пор, пока не сможете ответить).

3. Там, где минут, спросите себя: Чего я при этом себя лишаю, что я теряю, когда не показываю чувства и храню их в себе? (ответ есть всегда, сидите и думайте до тех пор, пока не сможете ответить).

Эта небольшая тренировка поможет вам разовраться в оттенках чувств, лучше себя понимать и прислушиваться к себе.


 Деление чувств на негативные и позитивные очень условное, потому что на самом деле чувства все нужны и позитивны, они являются маркерами, которые показывают нам что есть хорошо и нужно принять и продолжить, а что есть плохо и это нужно исправить или прекратить.

Так что, для полноценной жизни необходимо уметь пользоваться обеими системами обработки информации, поэтому давайте не будем убегать от того, что не получается, а просто учиться принимать информацию из чувств.


Popular Posts